Южная бухта в Севастополе

Среди многочисленных городских бухт Южная протяженностью в 2,4 км размерами уступает только Севастопольской. Южная впадает в нее между Николаевским и Павловским мысами. Бухта делит одноименную сторону Севастополя на две части – Корабельную и Центральную. Название бухты происходит от ее строгой ориентации на юг, что хорошо видно на карте. Очень удобные особенности бухты – отсутствие штормов и глубокий фарватер непосредственно у берега.

море

История

В XVIII в. местное татарское население именовало бухту Чабан-Лиман (Пастушья), поскольку летом пастухи пригоняли в эту местность стада. При основании Севастополя она получила имя Южная. Ее первой пристанью стала Водокатная, на которую выходила ливневая канализация. Самой известной стала Графская, на которую с Корабельной стороны на шлюпке переплавлялся граф Марк Войнович, командовавший в 1785–89 гг. Черноморским флотом. Граф не запомнился воинской доблестью (скорее наоборот), но оказался увековечен в названии одной из главных достопримечательностей Севастополя.

После поражения в Крымской войне России было запрещено иметь военный флот. Более полувека в бухте швартовались только гражданские суда. Однако основанное в середине XIX в. Русское общество пароходства и торговли организовало судостроительную пароходную компанию со своей пристанью. Общество строило формально гражданские суда, которые при необходимости могли быть перепрофилированы в военные. Так и произошло во время следующей войны – Русско-турецкой.

Это общество, базировавшееся в Южной бухте, долгие годы было главным промышленным объектом города. Оно сыграло большую роль в восстановлении флота и Севастополя в целом. Пристань общества активно использовалась и в торговых и пассажирских целях. За ней следовала Таможенная пристань со зданием таможни и многочисленными хлебными магазинами.

Полезная информация

Координаты GPS: 44.609816, 33.530854

На карте:

В глубине Южной бухты находилась пристань «Приют паломников». К ней подходили корабли, забиравшие в Мекку паломников из числа местного мусульманского населения. Еще дальше располагалась паровая мельница, выпускавшая муку очень высокого качества. В 1890 г. она даже получила диплом Парижской всемирной выставки. Здание мельницы по ул. Портовая, 15 сохранилось: сейчас в нем расположен военный склад.

История Южной бухты помнит и Каторжную слободку, названную так по заключенным, привезенным сюда кораблями на принудительные работы в Севастопольском порту.

Во время ВОВ в акватории бухты погиб советский крейсер «Червона Украина», поднятый со дна и возвращенный в строй в 1947 г.

вид сверху

Современность

Географически Южная бухта – часть Севастопольской. Но и она, в свою очередь, имеет собственный «приток» – бухту Корабельную. Узкая бухта Южная с трех сторон защищена высокими холмами, поэтому волнение в море и даже соседней Севастопольской бухты до нее не доходит. На берегах залива – множество причалов Морского вокзала, у которых швартуются военные и гражданские суда. В районе Южной бухты в Севастополе расположен городской железнодорожный вокзал, что очень удобно при замене вида транспорта перевозимых грузов.

Морские прогулки по акватории Южной бухты – популярный туристический маршрут города. Он позволяет вблизи рассмотреть стоящие у причалов военные корабли, включая подводные лодки и ракетные катамараны. По береговой линии находится много и вспомогательных судов – плавучие мастерские и госпиталь, тральщики и размагничиватели. Экскурсионные катера берут старт с Графской пристани или Набережной Корнилова. Часть туристов на них не различают Южную и Севастопольскую бухты и считают, что находятся в последней.

Познавательна и пешая прогулка вдоль береговой линии Южной бухты. На всем ее протяжении, кроме постоянно мелькающих перед взором кораблей на рейде, можно знакомиться и с интересными гражданскими объектами на берегу.

Как и морская, сухопутная прогулка начинается от Графской пристани. От нее к бухте ведет широкая лестница, по бокам которой – скульптуры львов.

лестница

А на боковых стенах, окаймляющих лестницу, укреплены памятные таблички в честь исторических событий разных эпох.

Мирно уживаются табличка, напоминающая об эмиграции в 1920 г. из Крыма противников Советской власти, и другая – о геройской гибели советского крейсера «Червона Украина», упомянутого выше.

табличка

Вспоминаются мудрые слова на общем памятнике участникам Гражданской войны в Испании: «Они любили Испанию». Может, когда-нибудь и в России дело дойдет до памятников, на которых рядом стояли бы красный комиссар и белый генерал? Ведь и тот и другой любили Россию не меньше.

Следующий памятный объект во время прогулки – якорь, обозначающий начало морского порта Севастополя. Оттуда же стартуют «Кометы», в летнее время связывающие город с Ялтой.

якорь

Продолжение прогулки – по ул. Ленина, одной из центральных в городе. После кранов и вспомогательных морских судов на горизонте появляются белые корпуса Севастопольского филиала МГУ, прекрасно гармонирующие с преобладающим в палитре города цветом.

Далее путь проходит через сквер рядом с ул. Ленина, в котором установлен памятник комсомольцам. После мемориала погибшим в Афганистане с крестом и танком следует красивая ротонда, с которой открываются впечатляющие панорамы города. Здесь можно сделать впечатляющие фото.

ротонда

После ротонды прогулка продолжается вдоль типичной для Севастополя белокаменной застройки.

застройка

Заключительный отрезок пути проходит вдоль зданий Драматического театра Черноморского флота и гостиницы «Украина». А на другом берегу бухты видна зеленая крыша железнодорожного вокзала.

Как добраться

Южная бухта расположена в Нахимовском муниципальном округе Севастополя в центре города. Недалеко расположены городские достопримечательности – панорама «Оборона Севастополя», Владимирский и Петропавловский соборы, а также Артиллерийская бухта. Добраться сюда из других районов города нетрудно: вокруг много остановок городского транспорта:

  • «Дом офицеров флота»;
  • «Площадь Суворова»;
  • «Сквер Ленинского комсомола»;
  • «Улица героев Севастополя».
Оцените статью
Достопримечательности Крыма
Комментарии: 1
  1. Ольга

    Сколько же знаковых исторических событий произошло в этом месте. Важно об этом помнить не только с точки зрения сохранения наследия предшественников, но и с точки зрения недопущения ошибок прошлого. Уроки истории всегда болезненны. Стравливание никогда до добра не доведет. Все, кто действительно любят свой город, край, страну всегда должны находить общий язык и компромиссы, даже имея расхождения в том или ином.

    Ответить
Добавить комментарии