Караимы в Крыму

Среди многочисленных национальностей, населяющих Крым, одним из самых загадочных народов считаются караимы. Это коренной народ, но его появление на полуострове по сей день остается тайной, порождающей многочисленные научные споры, будоражащей фантазию ученых и писателей. Генетиками и историками выдвинуто множество теорий и предположений о том, кто такие крымские караимы, откуда взялась их особенная религия – караимизм.

В научных исследованиях ищут ответы на вопрос, отчего схожее с иудаизмом верование исповедует народ, говорящий на одном из тюркских языков. Гости Крыма, рассматривающие караимские реликвии с интересом слушают эти истории, рассказы о знаменитых караимах, воздавая должное небольшому, но интересному народу. Впрочем, ничуть не меньше их привлекают замечательные и разнообразные национальные блюда караимской кухни, повсеместно подаваемые в Крыму.

снимок

Откуда в Крыму появились караимы

Ответ на вопрос, откуда в Крыму взялись караимы и их особенная вера, дает сразу несколько теорий. История происхождения караимского народа и его религии в них трактуется по-разному. Самые известные из них две – еврейская (семитическая) и хазарская (тюркская). Есть даже малоизвестная версия, роднящая эту необычную нацию со славянским племенем древлян. Иудейская теория была достаточно распространена до конца XIX века. Она рассказывает о том, что основой современной крымской общины стали жившие на территории полуострова евреи, исповедовавшие иудаизм караимского толка.

Хазарско-половецкое предположение уверяет, что крымские караимы – прямые потомки хазар, поменявших веру на иудаизм. Антропологи находят генетическое сходство караимов с чувашами и через них – с хазарами. Кроме этого, было выявлено генетическое сходство между караимами и восточными евреями. Среди ученых есть сторонники синтетической теории. Она рассказывает о происхождении этой народности в результате смешения и ассимиляции евреев-караимов и хазаро-болгарского населения полуострова.

Караимы считаются одной из коренных национальностей Крыма, поскольку этот народ сформировался на территории Крымского полуострова.

Первые упоминания о караимах в Крыму

Слово «караим» известно с конца VIII – начала IX века, с момента основания этого учения Ананом бен Давидом, жившим в Вавилонии. Караимы в Крыму упоминаются с XIII века. Известно, что в ту пору относительно крупная община жила в Солхате (Старый Крым). Часть людей из нее со временем переселилась в Кафу (Феодосию). Академиком А. Гаркави было сделано предположение, что именно полуостров Крым стал местом формирования караимов как отдельного народа. «Родовым гнездом» называют караимы пещерный город-крепость Чуфут-Кале, находящийся поблизости от Бахчисарая. В VII–XI веках это укрепление принадлежало хазарам.

Затем с середины XIV века оказалось во владении крымских ханов. В XVI–XVII веках, после того как ставка хана была размещена в Бахчисарае, основным населением города остались караимы. В эту пору он получил прозвище «Еврейская крепость». К 1783 году, моменту вхождения Крыма в Российскую империю, в пещерном городе жили только караимские семьи. Их там оставалось около 200 фамилий. В ту пору европейские власти не делали различий для евреев и караимов. Сами караимы до начала XIX века не протестовали, когда их называли евреями. Но нарастающие антисемитские настроения вызвали в них желание отмежеваться от еврейского народа.

иллюстрация

В Российской империи

С присоединением Крыма к Российской империи изменилась и жизнь караимов. Они, наконец, могли селиться там, где им того хотелось. Народности, доказывающей свое отличие от евреев, было дано освобождение от уплаты податей, которые еще долго оставались для иудеев актуальными. В 1795 году императрица Екатерина освободила караимов от двойного налога, сделав его соразмерным тем податям, которые платили христиане. Им было разрешено приобретать землю. В 1873 году караимы Таврической губернии получили право религиозного самоуправления. В 1850 году такое же право было дано этой народности и в западных губерниях Российской империи. А в 1863 году они были уравнены в правах с коренным населением империи.

Над сохранением караимского языка и традиций работало Александровское караимское духовное училище в Евпатории, содержавшееся на средства общины. Оно было создано в 1895 году на деньги, собранные общиной, и представляло собой среднее национальное учебное заведение. Из его стен выходили газзаны (священники) и вероучителя, которые преподавали в дальнейшем в национальных начальных школах.

В Крыму первым печатным станком, издающим книги, стал караимский. В 1731-м была построена первая (и единственная!) в Крымском ханстве типография. Сделано это было на средства лидера караимов (гахана) Исаака бен Моше Синан-Челеби. В ней в 1734–1741 годах издавались литургические книги на древнееврейском языке. Потому часто говорят, что первыми печатными текстами на земле Крыма стали книги на языке ветхозаветных пророков.

Как и окружавшие их народы, караимы разводили скот, возделывали и землю, выращивали виноград, занимались военным делом. Развитие табачной промышленности в Крыму и по всей России тесно связано с караимскими именами. Первой стала Феодосийская табачная фабрика, открытая В. О. Стамболи. К началу XX века 2/3 всей табачной промышленности страны контролировали исключительно караимские семьи.

изображение

Жизнь во время СССР

В Советском Союзе продолжалась серьезная научная работа по обоснованию нееврейского происхождения национальности. Традиционные устои и религиозный фактор утратили свою силу для жителей больших городов, ставших частью единого советского народа. Как и представители других народностей, они получали бесплатное образование, успешно реализовывали себя в разных профессиях, сотрудничали и дружили с людьми других национальностей. Стали возможны браки с представителями других народов и конфессий.

Караимы как самостоятельная нация едва не были истреблены во время Второй мировой войны. В оккупированном нацистами Киеве в сентябре-октябре 1941 года все представители этого этноса, как и евреи, были расстреляны. Позже гитлеровцы вновь подняли вопрос о «расовой чистоте» караимов. Чтобы поставить точку в происхождении этого народа, они обратились к находившимся в тот момент в концлагерях и гетто крупным еврейским ученым И. Шиперу (1884–1943), З. Калмановичу (1881–1944) и М. Балабану (1877–1942). Чтобы спасти караимов от полного уничтожения, независимо друг от друга каждый из них дал ответ, что этот народ не является еврейским в расовом отношении.

О деятельном участии крымских караимов во Второй мировой войне можно прочитать на памятных табличках в одном из двориков Евпаторийских кенас. Среди представителей этого народа много героев, стойко защищавших родину от фашистских захватчиков. Общины разных городов Крыма представлены там длинными списками имен своих героев.

В наше время

Современный флаг крымских караимов составлен из трех одинаковых по ширине горизонтальных полос. Нижняя желтая символизирует солнце и огонь. Средняя белая обозначает добро. Верхняя голубая – это чистое небо.

В наши дни караимы составляют неотделимую часть дружного и многонационального крымского народа. Гостей Крыма привлекают загадки их истории, своеобразная культура и религия. По территории пещерного города Чуфут-Кале водят увлекательные экскурсии. В хорошо сохранившейся усадьбе видного караимского историка А. С. Фирковича, последнего жителя старинного пещерного города, сейчас находится культурно-этнографический центр и музей. Кроме того, там же, в ЭКЦ Кале, время от времени проводят праздники. К примеру, фестиваль национальных блюд. Впрочем, познакомиться с национальными караимскими блюдами можно практически в любом уголке Крыма.

Сегодня духовным центром крымских караимов считается Евпатория. Богато украшенные обширные Евпаторийские кенасы остаются самым крупным и важным культурным центром для них. Караимская улица в Симферополе известна тем, что на ней располагается действующая кенаса, что делает столицу Крыма еще одним караимским культурным центром. Количество караимов, живущих в Феодосии, даже превышает численность евпаторийской общины, но в городе не осталось кенас. У некогда крупнейшей общины Крыма их было несколько.

От одного из старинных феодосийских караимских молельных домов, построенного в 850 или 909 году, остался лишь фундамент. Другая известная кенаса, выстроенная в 1292 году, была разрушена в боях Второй мировой войны. Севастопольская кенаса тоже была разрушена во время войны и восстановлена в 1953 году. К сожалению, сейчас она не используется как религиозное сооружение. Величественные старинные кенасы сохранились в «родовом гнезде» караимов, в пещерном городе Чуфут-Кале.

Караимские кенасы, Чуфут-Кале

Религия караимов

Слово «караим» или «караит» несет в себе двоякое трактование. Караимы – это не только люди, обозначающие так свою национальность, но и представители любого другого народа, избравшие для себя религией караимизм. Самоназвание народа звучит несколько иначе. «Карай» – для одного человека и во множественном числе – «карайлар».

У этого маленького народа есть собственное, отличающееся от других монотеистическое вероисповедание. Историки их религии отсылают к I веку к саддукеям, которые перестали пользоваться устной Торой. Живший в IX веке в Вавилонии еврей Анан бен Давид создал свое учение по подобному принципу, отказавшись от Устной Торы и Талмуда. Признававших только Писание, письменную Тору людей стали называть караимами, что в переводе с древнееврейского языка означает «читающие». Впрочем, евреи Вавилонии в большинстве оставались приверженцами старой веры, глубоко чтившими Талмуд. Из-за такого противодействия основателям нового вероисповедания пришлось переселиться в Египет и Израиль.

Сегодня религия караимов официально не считается иудаизмом, его ответвлением или иудейской сектой. А современные караимы не признаются евреями с этнической и генетической точки зрения.

Караимские диаспоры в разных странах

На сегодняшний день по всему миру караимов насчитывается около 2500 человек. Живут они не только в Крыму. Их можно встретить в Литве, в Израиле, Польше, России, Казахстане, США и других странах. Самые большие общины находятся в Крыму, Украине, Литве.

В конце XIV века несколько десятков семей караимов были вывезены литовским князем Витовтом из крымской крепости Чуфут-Кале. Именно они и стали основой известной караимской диаспоры в Литве в Тракае. Предполагается, что часть этих семей со временем переселилась на Волынь в Галич, в Луцк, основав новую общину. В XVI веке часть караимов покинули Литву. Они были изгнаны в Польшу князем литовским Александром, который позже сам и прекратил это изгнание. На сегодняшний день польские караимы практически утратили свою специфическую веру, хоть в Варшаве для них и предусмотрено отдельное караимское кладбище. Свой язык сохраняют караимы Литвы и Украины, российские караимы предпочитают разговаривать на русском, свой язык сохраняют лишь несколько человек. Некогда относительно крупные общины Парижа, Марселя и Ниццы на сегодняшний день остаются малочисленными.

Караимский язык

Это один из тюркских языков, относимый учеными к кипчакской языковой группе, возникшей из ныне мертвого кыпчакского языка. Из него же образовался и язык, на котором сегодня говорят крымские татары. В то же время крымский караимский диалект богат заимствованиями из древнееврейского языка (гебраизмами). Сегодня существует три заметно различающихся караимских диалекта. Кроме крымского, отличают тракайский (северный) и галичский (южный). До XX века все караимские тексты записывались с помощью древнееврейского письма. После Второй мировой войны диаспоры Литвы и Польши начали применять латиницу, а крымские и украинские караимы стали писать кириллицей, при этом сохраняя караимский язык.

Знаменитые караимы

Среди крымских караимов в разные времена были известные люди. Вот лишь несколько имен, прославивших маленький, но талантливый народ не только в Крыму, но и далеко за пределами полуострова.

  • Владимир Яковлевич Колпакчи (1899–1961 гг.) – видный советский военачальник, Герой Советского Союза, генерал армии.
  • Есть предположение, что и знаменитый маршал Малиновский по отцу был караимом.
  • Соломон Самуилович Крым – инициатор создания самого известного учебного заведения полуострова – Таврического университета.
  • Самуил Моисеевич Майкапар – композитор и музыкант.
  • Предполагается, что отец знаменитой балерины Анны Павловой был караимом.
  • Сергей Иосифович Юткевич – знаменитый хирург и др.

Внешность, культура, традиции

Антропологические исследования характеризуют типичную внешность караимов как южную европеоидную с небольшой монголоидной примесью. Быт, устный фольклор и национальные костюмы близки к бытовым обычаям, легендам и этническим одеяниям окружавших их тюркских народов. В музеях Крыма можно увидеть, как выглядят женский и мужской караимский костюмы. Подобные экспонаты есть в Тракае и Санкт-Петербурге.

костюмы

Караимская кухня

Кулинарные традиции караимов схожи с традициями крымских татар и крымчаков. В кухнях этих народов множество подобных по составу и приготовлению кушаний, носящих одни и те же или схожие названия. Но караимская кухня богата и собственными, самобытными блюдами. В Евпатории в рамках экскурсии «Малый Иерусалим» можно посетить действующие кенасы, осмотреть окружающие их сады и дворики. В этническом кафе «Караман» поблизости от молельных домов можно попробовать не только знаменитые караимские пирожки и чебуреки, но и познакомиться с другими интересными блюдами караимской кухни. Например, попробовать кисломолочный соус-приправу катык с разнообразными этническими кушаньями. Съесть янтык («сухой чебурек») и запить его вкусным напитком с забавным названием буза. В Феодосии караимские блюда подают в тематическом кафе «Янтык катык».

караимские пирожки

Караимские кладбища

Балта Тиймез (в переводе «топор не коснется») – самое древнее и обширное караимское кладбище в мире. Старинный некрополь расположен в роще черешчатых дубов, охраняемой как памятник природы. Чтобы увидеть его надгробия, спускаются в Иосафатову долину, раскинувшуюся у подножия скалы-куэсты, на которой находится столь значимый для этого народа город-крепость Чуфут-Кале. К сожалению, караимские кладбища Феодосии и Евпатории на сегодняшний день остаются в запустении.

История крымских караимов чрезвычайно интересна. Без нее представление о Крыме – небольшом, но многонациональном полуострове – не может быть полным. Чтобы получше познакомиться с караимским народом, можно купить билет на экскурсию в любом туристическом бюро Крыма. С ним можно отправиться в завораживающую прогулку по удивительному пещерному городу Чуфут-Кале, пройтись по улицам Евпатории, осмотреть красивые дворики евпаторийских кенас.

Оцените статью
Достопримечательности Крыма
Добавить комментарии