Крымчаки

Крымчаки – самая малочисленная этническая группа Крымского полуострова. В бытовом отношении будучи близки тюркам, они исповедуют ортодоксальный иудаизм, признающий обе Торы – как устную (Талмуд), так и письменную (Пятикнижие).

Происхождение

Вопрос происхождения крымчаков («детей Израиля», как они себя называли) не выяснен по сей день. Как среди исследователей, так и среди самих крымчаков есть приверженцы и тюркского, и еврейского этногенеза.

Одна из распространенных версий утверждает, что крымчаки – потомки римских евреев, изгнанных в Крым при правлении императора Адриана. Другая известная теория связывает их происхождение с тюркоязычными хазарами. А нередкие среди «детей Израиля» фамилии Пиастро, Анджело и Манто намекают на итало-испанские вкрапления в происхождение.

снимок

История

Средневековье

В Средние века евреи в Крыму проживали в основном в Кафе (нынешняя Феодосия). В XV в. малочисленная крымская еврейская община стала пополняться иудеями – переселенцами из других стран. На момент вхождения Крыма в Российскую империю она достигла 800 человек.

Через некоторое время живущих в Крыму тюркоязычных ортодоксальных евреев-талмудистов российские власти стали официально называть крымчаками. Видимо, для отличия от ашкенази (ачкинази) – выходцев из Центральной Европы – и тюркоязычных же караимов, также исповедующих иудаизм. Незнание русского языка на первых порах препятствовало получению «детьми Израиля» образования.

XIX век

В XIX в. благодаря протекции новороссийского генерал-губернатора графа Александра Строганова крымчакам разрешили приобретение земли в частную собственность. Это обстоятельство способствовало улучшению экономического положения бедной общины.

В последней трети XIX в. глубокое влияние на крымчакскую общину оказал известный еврейский религиозный и общественный деятель Хаим Медини. Он 33 года занимал должность главного крымчакского раввина с резиденцией в Карасубазаре (нынешний Белогорск). Медини описал в своих трудах традиции народности и основал несколько учебных заведений. Под его влиянием отошли на второй план распространенные среди «детей Израиля» многоженство, родственные браки и суеверия (как следствие чрезмерного увлечения каббалой).

XX век

К началу XX в. численность крымчаков на полуострове достигла 7 тысяч, а к началу ВОВ – 10 тысяч. Они в основном проживали в Симферополе, Феодосии и Керчи.

старое фото

Немецкая оккупация Крыма стала великой трагедией малой народности. Эсэсовские изуверы уничтожили до 80 % этого этноса. Ни один народ не пострадал больше в процентном отношении. Войну пережили всего 700 крымчаков.

В постсоветский период несколько десятков уцелевших семей переселилось в Израиль, где они постепенно растворились в основном населении.

Современность

Дальнейшее существование оставшихся в Крыму как отдельной этнической группы также находится под вопросом. Очень велика угроза их ассимиляции. Среди нынешних «детей Израиля» лишь единицы могут изъясняться на древнееврейском языке или на его крымчакском диалекте. Утеряны и многие религиозные традиции.

Тем не менее усилия по сохранению этногруппы предпринимаются. В Симферополе действует крымское общество крымчаков «Кърымчахлар». С 2005 года оно издает одноименный журнал. В обществе даже решили создать собственный флаг и герб. В 2004 году в столице Крыма был открыт Историко-этнографический музей крымчаков.

танец

Ареал обитания

В настоящее время на планете количество крымчаков не превышает полутора тысяч. Примерно половина проживает в Израиле, 370 человек – в России (включая Крым), 130 – на Украине и 170 – в Узбекистане. В самом Крыму живут примерно 250 крымчаков.

Язык

Крымчакский язык принадлежит к кыпчакско-половецкой ветви тюркских языков, считаясь также диалектом языка крымских татар. В нем, как и в караимском языке, присутствуют лексические заимствования из иврита, являющегося для крымчаков культовым. Лингвисты отмечают османское влияние и общие элементы с языком карачаево-балкарцев.

Фамилии крымчаков довольно разнообразны по происхождению. 40% фамилий имеют древнееврейские корни. Остальные – тюркоязычные, кавказские и европейские. Во многих фамилиях прослеживаются следы ремесла, внешности и географического происхождения. У некоторых «детей Израиля» фамилии заменяют прозвища, отражающие род занятий (рыбак, извозчик) или родство (дядя, тетя). Мужские имена в основном ветхозаветные. Значительно разнообразнее имена женщин, среди которых можно встретить персидские, арабские, латинские и болгарские.

Религия

«Дети Израиля» – правоверные иудеи. Они исповедуют талмудический (раввинистский) иудаизм, доминирующий среди современных евреев. В его основе – вера в истинность устной интерпретации Синайского откровения, позже записанной в Мишну. Исторически раввинистскому иудаизму противостоял караимизм, исповедуемый соседями крымчаков в Крыму. Караимы признают только письменную Тору.

Бытовые особенности

Кухня

Крымчаки издавна разводили голубей для кулинарных целей. Популярен голубиный пирог, называемый кубете. Альтернативой голубятине может быть баранина или говядина. В кубете добавляется зелень – зеленый лук и пастернак. Другое популярное блюдо – кавурма из тех же видов мяса с добавлением лука или перца, придающих остроту блюду. Гарниром к кавурме служат картофель, рис или лапша.

Широко употребляются баклажаны с мясом и пельмени на бульоне (каших). Крымчаки любят вареную кукурузу, которую смазывают сливочным маслом и солят. Варенья делают из айвы, абрикосов, белой черешни, чайной розы. Излюбленный напиток – слабоалкогольная пшеничная буза, напоминающая квас.

Одежда

В основе мужского народного костюма – синий широкий архалук. Он стягивается поясом, серебряным у состоятельных крымчаков. На поясе закрепляется маленький кинжал. Поверх архалука и брюк набрасывают пиджак–пальто. На мягкие сапоги надеваются твердые кожаные галоши.

Женщины носят кафтан с декорированными рукавами и шаровары с подвязками. Поверх кафтана надевается кружевной шелковый передник. Головы юных девушек украшают лиловые расшитые фески. Молодые женщины вместо них повязывают на голову вышитые платки.

одежда

В крымчакском национальном костюме очевидны как еврейские, так и татарские элементы.

Жилище

Дома крымчаков строятся из бутового камня: стены обмазываются глиняным раствором, а для побелки используется известь. Окна выходят во двор. Аналогично татарским домам земляные полы покрываются войлочными коврами. По периметру стен располагаются миндеры – тюфяки и расшитые подушки. Небольшой обеденный столик именуется софра. На ночь в комнате раскладывают матрасы для сна. Днем постельные принадлежности накрывают белыми покрывалами и складывают в специальную нишу.

Конечно, описанное убранство соответствует домам ортодоксальных «детей Израиля». Жилище более современно настроенных не имеет особых этнических особенностей.

предметы быта

Традиции

Долгое время у крымчаков было распространено многоженство, браки между родственниками и суеверия как следствие увлеченности каббалой. Под влиянием Хаима Медини к концу XIX в. многоженство прекратилось. Но вдовам, как и раньше, запрещалось вновь выходить замуж. Девушки выходили замуж в раннем возрасте.

Библейская заповедь «возлюби ближнего твоего, как самого себя» в общине «детей Израиля» реализовывалась на практике. В своей среде они не допускали нищих, помогая вдовам и сиротам, и бесплатно выдавая самым бедным дрова для обогрева и муку для выпечки хлеба.

Крымчакские легенды, песни, пословицы и загадки записывались еврейскими буквами и переходили из поколения в поколение.

Занятия и ремесла

«Дети Израиля» были известны как хорошие мастера по изготовлению кожаных сафьяновых изделий, обуви и шапок. Они также занимались выделкой шелка, окраской тканей и торговлей. Преобладающие занятия современных крымчаков – виноделие, виноградарство, огородничество.

Известные крымчаки

Крымчакское происхождение имели известные люди:

  • генерал, Герой Советского Союза Владимир Колпакчи;
  • композиторы Александр Бакши и Валерий Слуцкий;
  • известный изобретатель Натан Варшавский;
  • лауреат Американской киноакадемии Анатолий Кокуш;
  • американский режиссер-мультипликатор Ральф Бакши.

Ошибочно упоминаемый в этом ряду известный советский поэт Илья Сельвинский по происхождению был крымским ашкеназом.

Разница между крымчаками и караимами

Кроме крымчаков, на полуострове проживает еще одна, более многочисленная, тюркоязычная этногруппа, исповедующая иудаизм, – караимы. Они отличаются от крымчаков особенностями вероисповедания. Караимы не признают Талмуд как наиболее авторитетный источник Устной Торы, опираясь исключительно на Тору Письменную. С точки зрения ортодоксального иудаизма, приверженцами которого являются крымчаки, караимы исповедуют ересь. Несмотря на противоречия в религии, караимы и крымчаки всегда были добрыми соседями: общины часто помогали друг другу.

Оцените статью
Достопримечательности Крыма
Добавить комментарии