Массандровский дворец

Земля Массандры – это не только дегустация вин и ровный загар. Почти 120 лет назад созвездие дворцово-парковых шедевров южного Крыма пополнил изящный, словно игрушечный, замок, который идеально сохранился до настоящих времен. За время строительства Массандровский дворец сменил несколько архитекторов и владельцев. Удивительно, но ни один из хозяев в нем так и не жил.

Летом 1992 года здание и парк стали частью Алупкинского государственного дворцово-паркового музея: ежедневно сотни посетителей восхищенно обходят интерьеры, воссозданные сотрудниками в соответствии с историей семьи Романовых и замыслом талантливого проектировщика.

Чтобы получить представление об этой достопримечательности, совершим небольшое путешествие во времени.

Временные вехи

Земли Массандры, как и большинство крымских территорий, хранят остатки древних поселений начиная с эпохи неолита. Со времен античности здесь жили греки, а в период Византийской империи, примерно в XV веке, они возвели возле святого источника Ай-Йан церковь Иоанна Предтечи.

в начале 20 века

Полезная информация

Адрес: Симферопольское ш., 13, п. г. т. Массандра

Координаты GPS: 44.517082, 34.202799

Официальный сайт: https://worontsovpalace.org/massandrovskij-dvorec/

Режим работы: Ноябрь-март: 9:00-17:00, апрель-июнь: 9:00-18:00, июль-сентябрь: 9:00-19:00, по субботам: 8:00-19:00

Стоимость посещения: 200–350 ₽

На карте:

Пришедшие османы вынудили жителей греческих деревень Марсанда и Мгараш в 1778 году переселиться в Мариупольский уезд, а на их место пришли татарские поселенцы. На момент присоединения полуострова к России тут остались лишь развалины, лесная поросль и дикий виноград.

  1. Екатерина II, щедро одарявшая героев Турецкой войны южными угодьями, дважды передавала эту землю: в 1788 году – контр-адмиралу Нассай-Зигену, который вскоре вернулся во Францию, а в 1796 году – землевладельцу Матвею Никитину.
  2. Советник по экономике Смирнов, купивший имение Массандры площадью в 3 тыс. десятин, поэтично окрестил его «дача Богоданная». Тем не менее недвижимость вновь вернулась в казну в 1811 году, поскольку новый хозяин не проводил никаких работ по благоустройству.
  3. В 1815 году массандровские просторы перешли во владение Софьи Потоцкой, роковой красавицы с романтическими взглядами и скандальной репутацией сердцеедки. Фантазерка не собиралась осваивать виноделие, в ее мечтах на холмах Массандры раскинулся ошеломительный город Софиополис – столица Южнобережья. При поддержке губернатора дюка Армана де Ришелье богатая мечтательница начала закладку садов и замка, но увы! Покровитель уехал, и процесс остановился.
  4. Прекрасная Богоданная дача остается в наследство дочери Ольге Нарышкиной, которая продает ее князю Потемкину. Наконец-то у прекрасной земли появился настоящий хозяин – Михаил Воронцов, новый генерал-губернатор Новороссии.

Он занимался устройством и ведением дел графини Браницкой, получившей Массандру в подарок от светлейшего дяди. Благодаря графу М. Воронцову сегодняшние туристы созерцают изысканный парк и возрожденную церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи – небольшой белоснежный храм в греческом стиле. Прямо из-под алтаря струился источник, собираясь в чашу перед храмом; колокольня расположилась на ветвях мощного живого дуба; 9 ступеней из мрамора вели к колоннаде входа.

фото

Первоначальный проект дворца

История массандровского дворца начинается в 1879 году, когда новый наследник, также член семьи Воронцовых, князь С. М. Воронцов решил возвести среди скал, гротов и ручьев небольшой средневековый замок во французском стиле с башенками, флюгерами и резными балконами. Назначение – отдых семьи в знойный летний сезон. Для этого был приглашен французский архитектор М. А. Бушар, и строительство успешно продвигалось до осени 1881 года, когда Бушар внезапно скончался. Вскоре умер и заказчик. Следующие 8 лет возведенный под крышу замок оставался бесхозным.

Реконструкция здания для Александра III

С 1889 года началась история строения в качестве царской резиденции, когда воронцовское Массандровское имение было куплено Удельным ведомством для императора Александра.

Интересно. Стоимость этого объекта недвижимости была оценена в 85 тыс. рублей.

Известный Санкт-Петербургский архитектор Максим Егорович Месмахер, академик и профессор, разработал проект реконструкции в духе времени. Мрачный серый камень на стенах заменили солнечной метлахской плиткой, к готическому каркасу добавились элементы ренессанса и французского барокко в стиле Людовика XIII. Акцент планировки сместился с башен на центральный ризалит и мощный фронтон.

здание

Недостроенная дача, не увеличиваясь в размерах, тем не менее дополнилась просторными ванными помещениями и главной лестницей восточного въезда. Медная фигура двуглавого орла, видимая со всех точек Ялты, увенчала южную башню. Подчеркивая загородный южный тип здания, западную стену дворца снаружи опоясали открытые галереи и террасы, с которых жильцы наслаждались крымским воздухом и природой.

Отдельного упоминания заслуживает крыша: ее яркие формы с ажурными фронтонами и решетками выполнены в технике чешуйчатой кладки из графитного шифера. Технология, распространенная в средневековой Франции, сегодня является редкостью в Европе.

Замок из сказки Шарля Перро, или маленький Версаль, однако, строился из новейших материалов и по последнему слову науки:

  • бетонные своды, отлитые целиком;
  • армированные железом перекрытия;
  • система дренирования и отведения грунтовых вод;
  • автономное отопление паровым котлом;
  • электричество, вырабатываемое динамо-машиной;
  • отличная система вентиляции, действующая уже более 100 лет;
  • машинное отделение в стиле модерн;
  • система каминов из крымского мрамора и известняка.

Технический надзор осуществлял архитектор и инженер Оскар Вегенер и профессор Лукашевич, имевший богатый петербургский опыт.

снимок

Планировка и декоративная отделка

Экскурсантов удивляют низкие потолки в некоторых залах, однако объяснение этому факту следует искать в личности Александра III, заказчика и будущего хозяина Богоданной дачи. Крупный мужчина, прозванный русским богатырем, император не любил помпезных комнат с высокими потолками. Кроме того, он был большим поклонником русской старины и ценителем искусства, музыкантом и живописцем. О его пристрастиях говорит тот факт, что его личное собрание отечественной живописи и керамики послужило основой Государственного Русского музея.

Учитывая эстетические предпочтения хозяина, Месмахер использовал во внутренней отделке несколько сортов дерева и оригинальные приемы:

  • орех;
  • клен;
  • дуб;
  • красное дерево;
  • мозаику из шпона – интарсию;
  • разноцветные изразцы;
  • роспись потолков;
  • витражи;
  • выжигание и акварельную живопись по дереву;
  • наборные двери;
  • лепнину.

Экскурсия по музею включает несколько помещений.

интерьер

Вестибюль первого этажа

Талантливый автор проекта, в совершенстве зная историю мировой архитектуры, оформил каждый зал внутри в традициях определенной эпохи и в соответствии с функциональной ролью жилья. Летняя резиденция начинается с прохладного вестибюля, облицованного керамическими плитками в синих оттенках. Букеты цветов на них – прекрасная работа художника Кремера. Пол выложен метлахской плиткой, а солнечный жар приглушен радужными витражными окнами.

Встречающее гостей помещение гармонирует с наружным обликом французского романского стиля эпохи Средневековья, о котором напоминают характерные детали убранства:

  • низкий вход и опущенные потолки;
  • сводчатый потолок;
  • окна-бойницы;
  • массивная толща стен;
  • пологая арка, разделяющая пространство;
  • резные лестницы в боковых частях вестибюля.

лестница

Бильярдная

Акцентом «английского» помещения стал угловой камин. Во дворце было устроено паровое отопление, и камины во всех комнатах играют декоративно-художественную роль. Современная экспозиция бильярдной включает крымские пейзажи XIX века, гармонично дополняющие виды из окон. Среди авторов полотен – Орловский, Бронников, Котарбинский, Верещагин, Ярцев, Поленов.

Парадная столовая

Внутри посетителей встречает настоящий рыцарский зал в романтическом духе, разделенный на две части. В первой половине внимание привлекают барочные буфеты, где выставлены ценные произведения искусства. Огромный камин в столовой занимает всю стену, а торжественным аккордом сооружения звучит дубовый фронтон с искусной резьбой по дубу и цветной майоликой. Дальше располагалась «сервизная». Возрожденные изразцы русских печей и кафельная плитка ранее украшали буфетную зону, где пища подогревалась. Рядом с буфетной располагался «погребок» с ледником, предтеча современных холодильников.

Интересно. Александр III в нарушение придворного этикета велел подавать к столу не иностранные, а местные крымские вина. Гордостью имения стал «Белый Мускат» массандровского производства, а также «Мадера» и «Токай».

Сейчас в главной столовой зале реконструирована обстановка конца XIX века; посетителям представлена коллекция посуды, включающая полный сервиз из «кузнецовского» фарфора начала XX века, японские антикварные вазы, натюрморты голландских мастеров.

Второй этаж

На втором уровне расположились личные комнаты императора и его супруги: приемные, спальни и кабинеты. По традиции мужской стороной считался север, окна же императрицы выходили на юг. Интерьер покоев различался по нарядности и по высоте потолков.

комната

Женская приемная похожа на резную шкатулку из дерева, где преобладают округлые формы, мягкие линии и пастельная роспись стен и потолков. Офис-приемная Александра III – место для чтения, государственных бесед и встреч – выдержан в строгих тонах и линиях. В кабинеты императора и его царственной супруги ведут лестницы из круглых башен.

Третий этаж, где предполагались детские комнаты, не был декорирован ввиду кончины императора в 1894 году в другом имении, Ливадии.

Император Александр не успел увидеть завершенную резиденцию, но строительство продолжалось. В память об отце новый правитель Российской империи Николай II повелел достраивать дворец с учетом пожеланий покойного родителя, и работы продолжались вплоть до 1902 года.

Под крышей Александровского дворца царское семейство не ночевало ни разу. Судьбу строения решило увлечение императора разведением винограда в окрестностях Массандры, в связи с чем из имения решили сделать промежуточный пункт по дороге в Ливадию, охотничий домик и ночлег на время кратковременных приездов Николая II для надзора за созданием центра крымского виноделия.

Парковая симфония Массандры

В течение двух десятилетий проходила не только реконструкция дворцового здания, но и устройство садового ландшафта. В благоприятном солнечном климате южного Крыма парк площадью 6 га гармонично объединил привозные экзотические кустарники и цветники, большие деревья, скульптуры и местные леса, пещеры и скалы. От маленького ухоженного участка с газонами и цветниками парк перетекает в девственный лес, где вьются прогулочные дорожки и тропы.

скульптуры

Напротив замка оборудован каменный фонтан с плоской чашей, спроектированный Максимом Месмахером. Далее насажен французский парк с характерной террасной структурой, дополненный 26 статуями мифических существ и античных героев. Рядом цветут фруктовые сады, заложенные прежними владельцами, Воронцовыми.

Любопытный факт. Дизайнером основного ландшафтного комплекса в Массандре площадью в 42 га был немецкий садовник Карл Кебах, проектировщик парка в Алупке. Он посадил на территории кипарисы, оливы, лимонные и апельсиновые деревья в 1822 году, когда имение принадлежало О. С. Нарышкиной. На одной из аллей нижнего парка росло 900 видов розовых кустов.

Судьба достопримечательности после революции

История Массандровского дворца продолжалась и после распада Российской империи. В 1921 году царское имущество было национализировано, а здание наконец-то достроено и приведено в жилой вид. Здесь, в санатории «Пролетарское здоровье», лечились больные туберкулезом вплоть до 1941 года.

С 1945 по 1948 годы помещение занимал институт виноградарства. Позже дворец играл роль дачи для правительства СССР: тут отдыхали Сталин, Хрущев, Брежнев.

дворец-музей

В 1992 году имение превратилось в музей, а в 1993 году в одном из залов были подписаны 4 российско-украинских Массандровских соглашения.

В 1917 году на территории установлен бюст Александру III работы А. Аполлонова.

Не обошли вниманием уютный замок и кинематографисты: в роскошных интерьерах снимали сцены из 3-го сезона телесериала «Екатерина» и другие фильмы.

Где находится дворец-музей

Добраться из Ялты до Массандровского дворца самостоятельно легче всего на общественном транспорте или арендованном автомобиле.

Адрес: Симферопольское шоссе, 13, поселок Массандра, Ялта, Крым, Россия.

дорога

На троллейбусах № 3, 42, 52, 53 или на автобусах № 29, 100 следуйте до остановки «Верхний массандровский парк» или ул. Стахановская. Далее идите пешком по Симферопольскому шоссе около 2 км. Ориентир – скала с фигурой орла. Желающие могут доехать остаток пути на электромобиле за дополнительную плату.

Путь на такси или собственной автомашине занимает примерно 8 км.

В драматической судьбе памятника архитектуры, как в миниатюрном зеркале, отразились переплетения и драмы истории, линии жизни и смерти множества людей, знаменитых и обыкновенных. Если вам посчастливилось попасть на полуостров Крым, не отказывайте себе в удовольствии ощутить атмосферу и красоту маленького шедевра.

Оцените статью
Достопримечательности Крыма
Комментарии: 1
  1. Temur

    Чудесное место. Сказочный замок в горах, окружённый лесом. Очень демократичный подход к экскурсантам. Цены доступные…посещение самого дворца с экскурсией. Посещение парка бесплатно. Можно просто приехать, погулять и полюбоваться красотами прекрасного парка. Можно посетить с экскурсией сам дворец. Внутри дворец ухоженный, уютный и домашний. Экскурсию ведёт опытный экскурсовод, много интересной информации. Для туристов Массандровский дворец – одно из самых интересных мест для посещения.

    Ответить
Добавить комментарии