Акведук в Севастополе, что от него осталось

В середине XIX в. в Севастополе был введен в эксплуатацию Лазаревский водовод (aquaduco по латыни), призванный решить проблему обеспечения города пресной водой. Гидротехническое сооружение начиналось в 10 км от города, близ села Хмельницкое. Его сохранившийся начальный участок, внешне похожий на античный мост, ныне именуют Акведук в Севастополе или Чоргуньский мост.

Причины создания

Дефицит питьевой воды всегда был проблемой Севастополя. Уже на следующий год после основания по приказу князя Потемкина начались поиски дополнительных источников водоснабжения, оказавшиеся успешными. Но отсутствие средств тогда не позволило построить водовод.

К тому времени в пресной воде стали нуждаться не только жители города, но и базирующиеся в Севастополе парусные корабли. Дело в том, что в очень удобных местных бухтах обитало множество древоточцев Teredo, способных за два года вывести из строя деревянный корпус судна. К счастью, пресная вода была для них гибельной. Поэтому кораблям, поставленным в заполненные пресной водой доки, ничто не угрожало.

История создания

Сооружение водовода стартовало в 20-х годах XIX в. Позже в первоначальный проект были внесены изменения английским инженером Джоном Уоптоном (спроектировавшим и знаменитую Графскую пристань). Он взял за образец классические римские акведуки. Курировал строительство адмирал Лазарев, поэтому построенное сооружение стали называть его именем.

снимок

Самотечный Лазаревский водовод протяженностью 18 км начинался у села Чоргунь (ныне – Чернореченское), продолжался по Инкерманской долине, Севастопольской бухте и завершался в Корабельной бухте – месте нахождения адмиралтейских доков. Сложный рельеф местности вынудил проложить три туннеля и соорудить следующие шесть акведуков:

  • Чоргуньский;
  • Инкерманский;
  • через Георгиевскую балку;
  • через Килен-балку;
  • через Ушакову балку;
  • через Аполлонову балку.

К сожалению, введенный в эксплуатацию в 1853 г. водовод недолго служил городу. В том же году началась Крымская война, выведшая его из строя. Соотечественники Уоптона даже подорвали доки. После войны водовод восстанавливать не стали, фрагментарно используя сохранившие работоспособность участки. Новые разрушения водовод получил при прокладке железной дороги и, конечно, в период ВОВ. Все же до нас дошли акведуки Чоргуньский, двух балок – Ушаковской и Аполлоновой, а также развалины Инкерманского. Последние, находясь в пределах частного владения, недоступны для осмотра.

Сохранившиеся участки

От Лазаревского водовода сохранилось три акведука. Проложенные через Ушаковскую и Аполлонову балки были завершающими звеньями Лазаревского водовода. А начинался он Чоргуньским акведуком.

Акведук в Ушаковой балке

Этот объект был самым протяженным участком водовода, состоящим из 16 пролетов. Поступающая сюда вода, пройдя очистку в специальных бассейне и цистерне, подавалась прямо в доки. Высота акведука была равна восьми метрам при ширине в 4,5 метра и длине пролета в 5 метров. Сохранилась половина арок, причем шесть – полностью.

Еще в советский период Ушаковский акведук был объявлен памятником архитектуры. Что не помешало устроить в его пролетах отхожее место.

пролет

Адрес: ул. Пляжная, 29. Ближайшая к нему остановка общественного транспорта – «Адмирал Макаров». На ней оканчиваются маршруты троллейбуса № 1 и маршрутки № 4. Левее остановки видна лестница с перилами, ведущая в балку. От нее через туннель под рельсами можно выйти к объекту.

Акведук в Аполлоновой балке

Все десять пролетов акведука через Аполлонову балку в целости дошли до наших дней. Однако они, исключая единственный, заложены и эксплуатируются местной лодочной станцией в хозяйственных целях.

балка

Адрес: ул. Пляжная, 4. Для выхода к этому акведуку сначала следует доехать до остановки «Площадь Ластовая». Это можно сделать, сев в троллейбусы № 3 и 11 или в маршрутные такси № 25 и 110. От остановки пройти в противоположном направлении до пересечения с ул. Розы Люксембург. По ней нужно дойти до тоннеля, миновав который можно выйти к объекту.

Чоргуньский акведук

Где находится

Недалеко от села Хмельницкое находится объект, похожий на античный мост. Это и есть прекрасно сохранившийся Чоргуньский (Севастопольский) акведук, способный и сегодня работать по назначению.

Три арочных пролета сооружения переброшены через Черную речку. Длина акведука – 12 метров, а ширина – 4,5 метра. Его поддерживают деревянные опоры на дне реки. Слив для самотечной воды прорублен сверху. Летом окрестности «старинного моста» утопают в зелени и кажутся декорациями экранизаций рыцарских романов. Этому способствует его некоторая запущенность – обвивший арки плющ и почерневший со временем камень.

мост

Как добраться

Из Севастополя к селу Хмельницкое можно добраться автобусами. № 40 отходит раз в час от пятого километра Балаклавского шоссе. Менее интенсивно курсируют автобусы № 129 и № 134, отправляющиеся от балаклавской площади 1 Мая.

Автобусную остановку села от достопримечательности отделяет 700-метровый пеший путь. Идя по направлению к селу Черноречье, до первого моста, нужно будет повернуть на грунтовую дорогу параллельно берегу.

При поездке на машине по Ялтинскому шоссе нужно проехать до Хмельницкого. На развилке после села повернуть направо и преодолеть мост через Черную речку. За ним есть автостоянка.

Посещение Чоргуньского акведука обычно совмещается с поездкой к другим близлежащим достопримечательностям – в пещерное городище Мангуп-Кале или на Мангупское озеро.

Утраченные участки

Часть участков Лазаревского водовода утрачена безвозвратно. Акведук через Георгиевскую балку взорвали еще англичане. Инкерманский акведук, находившийся в Каменноломенном овраге, имел 10 арок длиной 60 метров и высотой 7 метров. Этот объект, переживший немецкие бомбардировки, был разобран после войны. Не сохранилось и сооружение в Килен-балке.

Оцените статью
Достопримечательности Крыма
Добавить комментарии