Присоединяйтесь к нам

бухта Ласпи

Где снимался фильм “Человек-Амфибия”

ДостопримечательностиГде снимался фильм “Человек-Амфибия”

В 1961 году на экраны вышел удивительно красивый кинофильм «Человек амфибия». Конечно же, великолепные подводные съемки, которыми так богата эта прекрасная научно-фантастическая кинокартина, не обошлись без Крыма. Большая часть их была отснята в Южнобережной бухте Ласпи, воды которой отличаются хорошей прозрачностью. Впрочем, и другие живописные уголки прекрасного полуострова попали в кадр. Среди них окрестности Севастополя, Судака, поселка Новый Свет, легендарный вулкан Кара-Даг и др.

Интересно! Фестиваль фантастических фильмов, проходивший в Триесте в 1962 году, принес киноленте награду «Серебряный парус». С фестиваля научно-фантастических фильмов, состоявшегося в том же городе в 1963 году, создатели кинокартины увезли приз «Серебряный космический корабль», ознаменовавший 2-е место, занятое этой замечательной кинолентой. В советском прокате 1962 года она была бесспорным лидером, собравшим около 67 млн зрителей только за первый квартал демонстрации.

Предыстория крымских съемок

Знаменитое произведение Александра Беляева увидело свет в 1927 году. Идея экранизировать этот научно-фантастический роман возникла позже, к 40-м годам. Но техническое оснащение киностудий того времени делало ее осуществление практически невозможным. И это неудивительно, ведь само имя главного героя романа, двоякодышащего человека, Ихтиандр («человек-рыба») говорит о необходимости сложных подводных съемок. Эффектным фантастическим произведением и увлекательным сценарием для приключенческого фильма по нему еще в то время заинтересовался и Голливуд. Но студия «Дисней» так и не решилась взяться за воссоздание на экране сложнейших подводных сцен. Ни у кого в мире не было достаточного опыта глубоководных съемок такого масштаба.

Более 10 лет готовый сценарий ждал своего часа на киностудии «Ленфильм». Съемки такого рода продолжали считаться неосуществимыми. Не было веры в возможность их проведения даже тогда, когда молодой режиссер Владимир Чеботарев заявил о том, что берется выполнить эту сложную задачу. Рассказывают, что, когда новость об этой попытке экранизировать роман Беляева узнали американские кинематографисты, в «Нью-Йорк таймс» вышла статья, в которой откровенно глумились над советской съемочной группой, решившейся без специальных чудес техники, «голыми руками» взяться за то, что «Дисней» посчитал технически невозможным. Они пророчили этой затее полный провал.

кадр

Тем временем работа шла. Океанские кадры хотелось снимать в полном живности прозрачном Саргассовом море, но руководство не верило, что конечный результат будет сколько-нибудь положительным. Поэтому финансирование картины оказалось весьма скромным. Была даже идея привлечь к съемкам в качестве консультанта знаменитого Жака-Ива Кусто. Говорят, что он даже заинтересовался интересным проектом. Но, увы, и на это не хватило денег. Пришлось обходиться собственными силами и возможностями своей большой страны. Вот тут и пригодился отличающийся особенной кинематографичностью живописный полуостров, окруженный водами Черного и Азовского морей. Именно в Крыму нашлось достаточно прозрачное море, живописные скалы и «потайные» бухточки. Иностранный портовый город в фильме сыграли улицы в красивейшем городе Баку. По воле кинематографистов на экране у стен столицы Азербайджана стало плескаться не Каспийское, а Черное море.

Самые эффектные места для фантастического фильма

Чеботарев и сам был любителем подводного плавания с аквалангом. Поэтому работу над заинтересовавшим его сценарием он начал с общения с опытными подводниками. Одним из консультантов стал Рэм Стукалов, в тот момент уже являвшийся первым чемпионом СССР по подводному плаванию. После проб подводных съемок и консультаций со специалистами было решено снимать эпизоды фрагментами. Герои фильма спускались на дно в аквалангах. В кадре они должны были появляться без оборудования аквалангистов. Поэтому рядом с ними постоянно находились подводники, которые между съемками отдельных кусочков эпизодов давали возможность актерам подышать воздухом из специально подготовленных для этого аквалангов. С помощью специалистов-подводников, по их подсказкам сценарий дорабатывали его автор А. Гольдбурт и соавторы-сценаристы А. Ксенофонтов и А. Каплер, который уже к тому времени прославился замечательной «морской» комедией «Полосатый рейс». В это же время актеры проходили серьезное обучение навыкам подводного плавания в Институте физкультуры в Ленинграде. Особенно трудно пришлось исполнительнице роли Гуттиэре – Анастасии Вертинской, которая к началу съемок совсем не умела плавать.

скалы

Режиссер Владимир Чеботарев и оператор Эдуард Розовский в компании консультировавших работу над кинокартиной подводников прошли вдоль крымских берегов на небольшой фелюге в поисках лучших мест для съемок. В этом путешествии и была выбрана бухта Ласпи. В ту пору это был малопосещаемый уголок побережья у бухты с достаточно прозрачной водой. Вода в Черном море, увы, оказалась заметно мутнее, чем в красивых фильмах Кусто, но прозрачнее, чем в Каспийском море. Каменные хаосы, крутые обрывы, подводные пещеры мыса Айя не оставили равнодушными создателей морского фильма. Их можно видеть в отдельных эпизодах. Кроме них, в кадре оказались причудливые скалы и бухточки Кара-Дага, Новосветских бухт. В фильме снимали еще один древний вулканический массив – эффектную скалу Ифигения поблизости от Ялты. Возле нее главный герой вырывался из сети коварного Зуриты.

Интересно! Именно с этого фильма началась история многочисленных подводных съемок на Ялтинской киностудии.

Одной из проблем создания кинокартины стала не слишком богатая флора и фауна Черного моря. Этот вопрос решили художники-декораторы, создавшие пышные насаждения из пластмассовых кораллов и поролоновых тропических губок. Для того чтобы наполнить море жизнью, была придумана специальная насадка-раструб, в которой специально привезенные тропические рыбы плавали как в аквариуме. Ее закрепляли на кинокамере. Конечно же, та живность, которая обитает в Черном море, тоже была использована для съемок. Внимательный зритель увидит в кадре черноморских рыб, небольших местных акул катранов и прекрасный этюд, во время которого Ихтиандр осторожно играет с красивой, но «кусачей» медузой корнеротом. Оператор потом рассказывал, как быстро нужно было снимать эпизоды, в которых среди мелкой рыбешки в раструбе камеры плавали хищные катраны.

Интересно! Исполнитель главной роли Владимир Коренев родился неподалеку от тех мест, где снимался прославивший его фильм, в Севастополе. Он был сыном севастопольского контр-адмирала Бориса Коренева.

О трудностях и опасностях специфических подводных съемок этого необычного фильма ходит множество легенд. Часть из них вымышлена, часть основана на реальных фактах, происходивших на съемках. В морских съемках участвовали несколько дублеров-подводников, заменявших, помогавших и подстраховывавших артистов в сложных подводных эпизодах. Впрочем, и сами актеры, исполнявшие главные роли, много снимались под водой. Своей славой кинокартина обязана большой работе всей съемочной группы. Зритель прежде всего видит великолепную игру прекрасно подобранного актерского состава.

пещеры мыса Айя

Для главной роли В. Чеботарев отыскал выпускника ГИТИСа Владимира Коренева. Этот фильм прославил его имя, как никакой другой. Анастасия Вертинская к тому времени уже была известна ролью Ассоль в «Алых парусах». Более внимательному взгляду открывается еще и большая, технически трудная работа костюмеров и гримеров. Для одного только Ихтиандра нужно было создавать разнообразные костюмы и несмываемый грим, в которых он бы отлично смотрелся на суше и в море. Со вкусом и изяществом сделаны и костюмы для очаровательной Гуттиэре.

Интересно! Режиссер искал на главные роли молодых актеров с необычной внешностью. Это должен был быть еще не известный публике юноша с глазами «как море» и девушка с глазами «как небо». Для того чтобы подчеркнуть необычную красоту главных героев, использовали своеобразный прием. При съемке крупных планов их глаза постоянно подсвечивали с помощью отражателей и специальных осветительных приборов, которые направляли свет в глазное дно. Голубые и зеленоватые фильтры, закрепленные на этой технике, помогали создавать тот самый невероятный чистый цвет моря и неба в глазах.

Предсказание режиссера, что этот фильм будут смотреть еще долгие годы люди возрастом от 8 до 80 лет, полностью оправдалось. Красота этой кинокартины завораживает отечественных и зарубежных зрителей уже долгие 60 лет и, нет сомнения, не утратит своей притягательности и впредь. Конечно, трудно по прошествии стольких лет точно узнать те или иные уголки многоликого полуострова, мелькающие на кинопленке, тем более что большинство крымских кадров снимали в толще вод морских. За это время изменились даже очертания прибрежных скал, отчасти разрушенных ветрами, дождями и морскими волнами. Но это не останавливает настоящих любителей кино в поисках мест, где снимался замечательный кинофильм «Человек-амфибия».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

* Нажимая на кнопку "Отправить отзыв" Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.